Оглавление:
– учредительные документы (в них должны быть указаны учредители (участники) юридического лица – нерезидента); – акты выполненных работ или иных документов, подтверждающих факт и сроки выполнения нерезидентом различных видов работ; – счет, платежный документ, подтверждающий суммы выплаченных доходов и суммы уплаченных налогов; – документ, подтверждающий резидентство налогоплательщика-нерезидента, заверенный компетентным или уполномоченным органом РФ (так называемый сертификат резидентства). Недостаток этого способа в том, что он требует подготовки большого объема документации.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 309 НК РФ доходы, получаемые иностранными компаниями по долговым обязательствам российских организаций, подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты дохода.
При этом обязанность по определению суммы налога, удержанию этой суммы и перечислению налога в бюджет возлагается на российскую организацию (налогового агента), выплачивающую указанный доход иностранной компании (пункт 4 статьи 286 НК РФ).
Например, в соответствии со статьей 11 СИДН между Россией и Кипром 1998 г.
(в редакции Протокола 2010 г.), если российская компания уплачивает проценты по займу в адрес кипрской компании, то эти проценты подлежат налогообложению только на Кипре (и наоборот).
Указанный принцип (налогообложение процентов только по месту их получения, означающее освобождение от налога, удерживаемого у источника выплаты) реализован в большинстве (но не во всех) СИДН.
Например, согласно статье 11 СИДН между Россией и Латвией 2010 г., проценты, возникающие в России и выплачиваемые резиденту Латвии, могут облагаться как в Латвии, так и в России (у источника выплаты). Однако, в России налог у источника не может превышать
a) 5% от общей суммы процентов по кредитам любого типа, предоставленным банком или другим финансовым учреждением одного Договаривающегося Государства банку или иному финансовому учреждению другого Договаривающегося Государства;
b) 10% от общей суммы процентов во всех остальных случаях.
Правовой механизм, ограничивающий применение СИДН в подобных ситуациях был введен в НК РФ с 2015 года, одновременно с нормами о контролируемых иностранных компаниях, и также является одним из инструментов деофшоризации.
Наша компания, резидент Узбекистана, имеет возможность предоставить заем казахстанскому поставщику сырья для нашего производства. Алматинское товарищество с ограниченной ответственностью (ТОО) предлагает нам хорошие проценты по займу.
Каким налогом будет облагаться этот доход в Казахстане?
Ответ на вопрос нашего читателя мы нашли в казахстанской прессе.
1) 31 декабря календарного года, в котором произошла выплата дохода нерезиденту или невыплаченные доходы нерезидента отнесены на вычеты;
2) начала проведения плановой налоговой проверки квартала, в котором выплачен доход нерезиденту, оканчивающегося в календарном году, в котором проверяется исполнение налогового обязательства по корпоративному подоходному налогу у источника выплаты;
По общему правилу сумма займа считается возвращенной в момент передачи ее займодавцу или зачисления соответствующих денежных средств на его банковский счет (пункт 3 статьи 810 ГК РФ).
Налог на доходы физических лиц С процентов по займу, предоставленному резидентом Российской Федерации, НДФЛ удерживается по ставке 13% (пункт 1 статьи 224 НК РФ), а с процентов по займу, выплаченных нерезиденту, НДФЛ удерживается по ставке 30% (пункт 3 статьи 224 НК РФ). Следовательно, организация, которая получила заем от физического лица (в том числе от своего работника) и выплачивает ему проценты, обязана, как налоговый агент исчислить, удержать у заимодавца с этих процентов сумму НДФЛ и уплатить ее в бюджет.
.
Беспроцентный займ между резидентами
У заемщика возникает доход в виде материальной выгоды на процентах за пользование налогоплательщиком заемными средствами.
Он определяется в порядке, установленном статьей 212 НК РФ, исходя из 3/4 действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ на дату получения заемных средств.
В случае назначения организации-заимодавца в качестве уполномоченного представителя налогоплательщика такой представитель определяет налоговую базу, а также исчисляет, удерживает и перечисляет в бюджет сумму исчисленного и удержанного налога.
Исчисленная сумма налога удерживается у налогоплательщика уполномоченным представителем за счет любых денежных средств, выплачиваемых налогоплательщику.
Письмо ФНС от 01.01.01 г.