Оглавление:
Бензин является продуктом переработки нефти. Октановое число, так же как и чистота, определяет марку бензина. Основные способы получения данного вида топлива – это риформинг, крекинг и прямая возгонка.
Бензин также могут получать из природных и попутных газов, каменного угля и горючих сланцев.
Его используют не только в качестве топлива, но и как растворитель, экстрактор и смывку, сырье в нефтехимической промышленности.
Несмотря на довольно широкий спектр применения, более 90% всего производимого в мире бензина идет на топливо для двигателей внутреннего сгорания. Существуют два основных типа бензинов: авиационные и автомобильные.
Марки бензина разнятся в зависимости от уровня качества: чем он выше, тем меньше проблем с эксплуатацией и обслуживанием транспортного средства.
Как авиационные, так и автомобильные должны соответствовать определенным требованиям, установленным ГОСТАми с целью обеспечения высоких эксплуатационных характеристик.
К числу таких критериев относят пять основных:
Определяет способность бензина переходить из жидкого состояния в газообразное и смешиваться с воздухом для образования горючей смеси. Испаряемость влияет на пуск двигателя и зависит от фракционного состава бензина.
Способность бензина не воспламеняться при сжатии. Явление детонации – не самое приятное и безобидное, поскольку может привести к перегреву двигателя и выходу его из строя.
Данный параметр зависит не только от состава топлива, но и от конструкции мотора.
Топливо маркируется в зависимости от его октанового числа: чем оно выше, тем больше устойчивость горючего к детонации, соответственно, его можно применять в двигателях, отличающихся высокой степенью сжатия топливной смеси. К примеру:
Практическое использование бензина зависит от его основного свойства – устойчивости к детонации. Октановое число выражает данный параметр для автомобильного бензина.
Для авиационного топлива его сортность является отражением антидетонационных свойств.
На сегодняшний день в странах СНГ производится несколько марок бензина разных сортов: летних, зимних, этилированных, неэтилированных и малоэтилированных.
Этилированные марки окрашиваются в разные оттенки, к примеру, А-72 розового цвета, АИ-93 – красно-оранжевого, АИ-98 – синего.
ЭТБЭ — наиболее устойчивая присадка, она может быть использована даже как альтернативное топливо, однако ее промышленное производство пока не налажено.
Ассортимент присадок (добавок) и антиокислителей, используемых в России Антидетонационные присадки (добавки) Хайтек-3000 (фирма Ethyl).
До 50 мг/л Мп АвтоВЭМ (ТУ 38.401-58-185-97).
До 1,3% Феррада (ТУ 38.401-58-186-97). До 1,3 % (37 мг/л Fe) АПК (ТУ 38.401-58-189-97).
До 0,3% (37 мг/л Fe) ФероЗ (ТУ 38.401-58-83-94). До 0,02% (37 мг/л Fe) БВД (ТУ 38.401-58-228-99). До 1,9%
На дизтопливо существует аж четыре стандарта.
По ГОСТ Р 52368 и ГОСТ 32511 выпускают евродизтопливо, по ГОСТ Р 55475 – солярку для холодного и арктического климата, по ГОСТ 305 – остальные дизтоплива.
Запутались? Немудрено – семь ГОСТов, десятки всяких ТУ и СТО, а над ними еще Технический регламент. И всё это действующие, никем не отмененные документы.
Теперь главный вопрос: можно ли заливать топлива класса К5 в баки всех продающихся у нас автомобилей, включая самые современные иномарки?
Отвечаю вопросом на вопрос: разве есть выбор?
Впрочем, поинтересуемся мнением автопроизводителей.
Любые вывески на АЗС типа «Соответствует Евро-5» – рекламный ход!
Японцы более предусмотрительны.