Оглавление:
Контролеры сами отслеживают предприятия с низким (по мнению госслужащих) уровнем зарплаты. Их чуть ли не автоматически признают нарушителями.
Иногда контролеры включают НДС в затраты и начинают обвинять фирму в убыточности деятельности.
«Входной» НДС обычно увеличивает расходы лишь у тех, кто выполняет необлагаемые операции (ст. 170 Налогового кодекса РФ). • Налоговая нагрузка предприятия ниже средней по отрасли или виду экономической деятельности • Рентабельность в организации значительно ниже средней, определенной по тому же виду деятельности • Средняя зарплата на предприятии ниже среднерегионального уровня у фирм с тем же видом экономической деятельности • Заключение договоров с посредниками при отсутствии деловой цели.
Однако ФНС готовит материалы о средней налоговой нагрузке и рентабельности экономики по отраслям, что дает возможность предприятиям и организациям соотносить получаемую прибыль и отчисляемые в бюджет налоги с обобщенными показателями по РФ.
В письмах, требующих объяснения причин снижения налоговой нагрузки, инспекторы ориентируют организации на:
Однако ФНС готовит материалы о средней налоговой нагрузке и рентабельности экономики по отраслям, что дает возможность предприятиям и организациям соотносить получаемую прибыль и отчисляемые в бюджет налоги с обобщенными показателями по РФ.
В письмах, требующих объяснения причин снижения налоговой нагрузки, инспекторы ориентируют организации на:
• И последней причиной может стать осуществление инвестиций, выделяемых на развитие торговли, производства и другой деятельности.
В таком случае потребуется подготовить расчет, доказывающий низкую налоговую нагрузку.
Как объяснить инспектору отклонения в нагрузке и рентабельности
Анализируя показатели компании, налоговики проверяют, что у нее растет быстрее: доходы или расходы. В этом критерии ФНС России ничего не меняла. Но мы выяснили у налоговиков, какие выводы они делают из той или иной динамики.
Изменение показателей в налоговом учете инспекторы сверяют с бухучетом.
Здесь возможны разные ситуации.
Первая: по данным обоих учетов доходы растут быстрее расходов. Это полностью устроит инспекцию.
Вторая: высокий темп роста расходов только в бухучете. Такая ситуация наверняка подозрений не вызовет, поскольку не отражается на налогах.
Третья: высокий темп роста расходов только в налоговом учете.
В этом случае инспекторы посчитают, что компания искусственно уменьшает налоговую базу, и у них наверняка возникнут вопросы.
Четвертая: расходы растут быстрее доходов в обоих учетах.
Для налоговиков это тоже подозрительно, но такую тенденцию компании легче объяснить, чем предыдущую.
Например, тем, что из-за нарастающей конкуренции она вынуждена снижать цены.
Чтобы сравнить темпы роста доходов и расходов, надо сначала рассчитать, на сколько процентов увеличился или уменьшился тот или другой показатель за определенный период.
Покажем на примере 4.
Налоговая нагрузка. Определяйте ее по формуле:
Налоговая нагрузка = Сумма налогов, уплаченных за год / Выручка за год по данным бухучета (без НДС) Х 100%
Для расчета вам понадобятся: выручка, проценты к получению, прочие доходы (строки 2110, 2320, 2340 Отчета о финансовых результатах) и суммы уплаченных налогов (карточка счета 51 в корреспонденции со счетом 68).
В сумму налогов не включайте НДФЛ, НДС, перечисленный в качестве налогового агента, а также все страховые взносы. Итог сравните со средним значением по вашей отрасли.
Безопасный результат — тот, который полностью совпадает с критерием ФНС.
Возможно, ваши обоснования устроят налоговиков, и они не станут назначать выездную проверку. Но в любом случае требовать от вас искусственно довести нагрузку до среднеотраслевой и доплатить налоги инспекторы не вправе.
Рентабельность продаж.