Оглавление:
дополнение распорядительного документа структурными элементами (пунктами, абзацами, дефисами), приложениями, словами, цифрами; изложение в новой редакции заголовка, констатирующей или мотивировочной части, структурного элемента (пункта, абзаца, дефиса), приложения; исключение из текста распорядительного документа слов, цифр.
Следует обратить внимание на то, что под изменением документа понимается не только замена одних элементов другими, но и исключение этих элементов без замены, а также дополнение документа новыми элементами.
Наименование документа, которым вносятся изменения Анализ названий законов о внесении изменений в законодательные акты показывает, что на практике по рассматриваемому вопросу нет единого подхода.
Все это позволит преодолеть и устранить пробелы и дефекты законодательства и повысит его качество и эффективность.
1 Закон (законодательство) в данном случае понимается в широком смысле, т.
е. все признаваемые и защищаемые государством правовые нормы.
2 Теория государства и права / Под ред. В.К. Бабаева. — М., 2002. С. 454. 3 См.: Современный словарь иностранных слов.
— СПб., 1994. С. 192. 4 См.: Федоров А.Ю.
Проблема разграничения понятий «рейдерство» и «недружественные поглощения» // Современное право. 2010. № 6. С. 25. 6 См., например: Лисюткин А.Б.
Язык законодательного акта отличается краткостью, так как основная его функция — передача предписания, приказа.
Следовательно, необходимы максимально экономичные языковые средства, что создает благоприятные условия для понимания и применения закона.
Особенности языка юридических текстов касаются конкретных областей лингвистики.
Лексикология и словоупотребление.
Словообразование и морфология.
— …орган местного самоуправления, осуществляющий исполнительные и распорядительные функции в целях организации выполнения законов, иных нормативных актов органов государственной власти…[5]
Синтаксис нормативных документов.
— выработать и законодательно закрепить систему лингвостилистических правил нормативно-правовых документов в соответствии с нормами русского языка;
— установить обязательную лингвистическую экспертизу нормативно-правовых актов на уровне субъектов Федерации и муниципальных образований (с привлечением специалистов – языковедов);
— для студентов юридических факультетов высших учебных заведений ввести изучение соответствующих дисциплин в виде курсов или спецкурсов (например, «Язык и право», «Законодательная техника», «Судебная лингвистика», «Стилистика деловой речи юриста» и пр.[8]).
— развивать изучение законодательной техники применительно к различным отраслям права с целью выявления специфических средств, приемов и правил создания нормативных документов.
[1] См.: Е.С.
Шугрина. Техника юридического письма: Учеб.-практ.
пособие. – М., 2000. – 272с.; Законодательная техника: Науч.-практ. пособие. – М.: Городец, 2000.
– 272с.; Проблемы юридической техники.
Сб-к статей / под ред. В.М. Баранова. – Нижний Новгород, 2000. – 823с.
[2] Например, Положение о лингвистической экспертизе законов Воронежской области и иных правовых актов областной Думы, утвержденное Постановлением Воронежской областной Думы от 18 марта 1999 года №780-II-ОД.
[3] Многие слова, являющиеся общеупотребительными, но имеющие специфическое юридическое значение, могут вызвать серьезные затруднения, когда их использование касается документов, которые предназначены не для юристов, а для обычных людей.
[5] Устав Новоусманского района Воронежской области, гл.
I, ст. 1.
[6] Устав Новоусманского района Воронежской области, гл. V, ст. 19.
[7] Устав Новоусманского района Воронежской области, гл.
IV, ст. 18.
[8] В настоящее время идет активная разработка и совершенствование подобных курсов российскими юристами (см.: Право: сборник учебных программ.
– М.: Юристъ, 2001. – 205с.
Для правоприменительных ошибок характерно, что они возникают в процессе государственно-властной деятельности при разрешении правовых споров и конфликтов. В теории государства и права правоприменительные ошибки относятся к числу наиболее разработанных проблем. Выделяются следующие виды правоприменительных ошибок.
В-третьих, исходя из стадий правоприменительного процесса, различают: — ошибки в принятии решения.
Они влекут искажение воли государства относительно существа дела.
Дефекты же, обнаруженные в правоприменительном акте, приводят к ошибкам в его исполнении;
Достаточно часто возникают вопросы, как же правильно внести исправления в первичные документы, как такие исправления отражаются в бухгалтерском учете и отчетности.